Еще живя в пещерах и по праву звавшись «пещерным», человек уже тогда старался сделать свое жилище красивым и отличным от прочих, запечатлевая на стенах свое нехитрое житье-бытье. Сейчас по этим настенным росписям мы можем судить о том, как первобытный человек жил. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, выбравшись из холодных и сырых пещер и понастроив себе домов, человек не изменил своей привычке.
Конечно, художественный и эстетический уровень настенных росписей менялся за тысячелетия вместе с развитием цивилизации.
Очень внятные и выразительные рисунки на стены наносили как древние египтяне и греки, так и славяне. Чаще всего на них можно было увидеть сцены быта, а также религиозные и мифологические мотивы. На стенах человек выражал как то, что окружало его в повседневной жизни, так и все неведомое, загадочное, сакральное.
У современного человека есть гораздо больше как технических возможностей, так и тем для настенного самовыражения. Над личностью уже давно не так сильно довлеет авторитет клириков и государства. Кроме того, за плечами сегодняшнего человека находится огромная история техники росписи стен, на достижения которой есть возможность смело опереться.
Со времен каменного века человек придумал немало способов нанесения рисунков на стены. Остановимся на некоторых из них поподробнее.
Даже малознакомый с искусством человек наверняка не раз слышал слово «фреска». Это слово произошло от итальянского fresco, что значит «свежий». Дело в том, что живописное настенное полотно в этом случае пишется прямо на сырой штукатурке водорастворимыми красками. При этом, что удивительно, фреска весьма долговечна: когда она высыхает, то на ее поверхности появляется тонкая пленка, которая в силах защитить картину от большого числа вредных воздействий. Поэтому многие из фресок дошли до нас в хорошем состоянии.
Хотя археологи встречают фрески даже уже среди находок Эгейской культуры, ее настоящий расцвет приходится на эпоху Возрождения. Именно в это время удалось значительно усовершенствовать технологию этого вида настенной росписи. Художники стали использовать многослойные грунты с добавлением мраморной пыли.
В Италии в средних веках фресками «баловались» сам Микеланджело и Рафаэль, на Руси наиболее известен Дионисий, чьей рукой расписаны стены Ферапонтова монастыря.
Фреска, в которой соединяется богатство красок, долговечность готового рисунка и его большой размер (фрески писали как внутри христианских храмов, так и снаружи), сумела с легкостью войти в культуру христианства и занять там значительное место,
Название секко (a secco — слово тоже итальянское, что значит «по сухому») менее известно, чем фреска. Этот способ росписи стен, как уже следует из названия, подразумевает работу художника по сухой штукатурке. Используются краски, растертые на растительном клее, яйце, а также смешанные с темперными, масляными или акриловыми красками с добавлением извести.
А вот фреска, которая пишется художником без примеси темперы, называется буон фреска (на итальянском buon fresco значит «чистая фреска».
Граффито или сграффито ненужно путать с «граффити» — современной техникой росписи стен при помощи аэрозольных баллончиков. Sgraffito или grafrito в переводе с итальянского значит «выцарапанный» — это довольно технологически сложная фресковая живопись. Перед работой стена, выбранная «холстом» для создания такого вида фресок, предварительно покрывается сначала черным, а потом белым грунтом. Создавая рисунок, художник соскабливает белый грунт до черного.
Придумали граффито или сграффито древние греки, а ее популярность в Италии эпохи ренессанса обусловлена долговечности нанесенных рисунков.